Такое неофициальное название получило среди археологов странное захоронение, относящееся к концу Х - началу XI века.
Оно было обнаружено в 1994 году возле чешского городка Челяковицы. В
одиннадцати ямах лежали останки 13 человек, связанных кожаными ремнями и с осиновыми кольями, воткнутыми в
сердце.
У некоторых покойников к тому же были отрублены руки и головы. В
соответствии с языческими верованиями и ритуалами так поступали с
вампирами, встающими по ночам из могил и пьющими людскую
кровь. Исследования показали, что захороненные кости принадлежат
местным жителям - исключительно мужчинам примерно одного возраста. Что же произошло в этой местности?
Массовое помешательство жителей деревушки Челяковицы, приведшее к трагедии, или
некоторые ее обитатели стали жертвами неведомой эпидемии, приведшей к
"вампиризму"? Исторические хроники не сохранили для нас этих событий.
Тайна челяковицкого кладбища вампиров остается пока неразгаданной.
Археологи установили, что все могилы относятся к концу X - началу XI века. В
одиннадцати ямах захоронены тринадцать мужчин среднего возраста, вызывавших,
видимо, такой страх при жизни, что и после смерти их боялись. Трупы лежали на
боку или на животе, руки связаны (и ноги тоже) кожаными ремнями, чтобы не мог
протянуть их к животворному восходящему солнцу, чтобы не восстановил своих сил
и не выбрался из могилы. Осиновый кол традиционно был вбит в сердце. Но все эти
средства почему-то оказались недостаточными. Судя по всему, вампиры выходили из
могил в поисках новых жертв. Нужно было - как установили археологи - вновь
раскопать некоторые могилы, отрубить покойникам головы, отрубить ноги. На
скелетах явно видны следы этих посмертных операций, проведенных знавшими в
полное отчаяние жителями славянского селения. Во время таких давних эксгумаций
из могил вынули все предметы, которые должны были по славянским обычаям
сопровождать покойника в его загробной жизни: оружие, инструменты, символы
общественного положения. Хотели, видимо, оставить вампиру только одно оружие -
голые руки. Увы, кроме рук бродячие трупы имели и зубы. Острые, легко
прокусывающие человеческую кожу, особенно на горле или запястьях. Но выбивать зубы,
даже у вампиров, на это древние славяне, видимо, не решились.. . По легендам, в
начале нашего тысячелетия Челяковцы подверглись нашествию вампиров. Вначале,
вероятно, не обратили должного внимания на неожиданные смерти, а потом
прибегали, хоть и к вынужденным, но жестоким средствам, для спасения оставшихся
в живых. Почему именно тогда? Какова причина массового выхода из могил бывших
жителей селения и нападения на живых? Судя по старинным хроникам (а скорее, по
их отсутствию), данное селение ничего подобного не заслужило... Челяковцы
находятся рядом с местечком Стара Болеслав - центром чешской христианизации.
Как раз в период вторжения вампиров начал развиваться культ святого Вацлава.
Может, поэтому дьявол атаковал неприятельский лагерь (христиан), заставляя несчастных новообращенных вернуться к явно языческим антивампирным действиям для спасения жизней односельчан. Вначале археологи предположили, что на кладбище похоронены исключительно пришельцы извне, из иного племени, чужой веры и вооруженные адской силой другим, не местным дьяволом. Нет! Скрупулезные исследования группы ученых подтвердили, что кости принадлежат исключительно местным жителям. Тогда появилась версия, что найдено кладбище одной семьи, погребавшей своих мертвецов необычным способом. Тоже нет! Скелеты принадлежали исключительно мужчинам одного возраста. Быть может, язычники убили христиан или христиане убили язычников? Никак не получается, ведь вероотступников должны были сопровождать их жены и дети, также становившиеся жертвами религиозной нетерпимости в те далекие времена. Вдобавок, такой почерк посмертных действий над трупами характерен исключительно в случаях подтвержденного вампиризма. Такой большой группы вампиров, действовавших в одном месте, не было даже в Трансильвании. По крайней мере, мы об этом ничего не знаем. Годы, истекшие со времени ужасной находки, не принесли ничего нового, несмотря на интенсивную работу археологов и других ученых.
Впрочем, подобные захоронения находят повсюду. Лютовский, автор книги "Могилы наших предков", утверждает, что почти на любом старинном
кладбище есть по крайней мере хотя бы одна могила, где похоронен вампир.
Обнаружены захоронения, в которых череп покойника раздроблен железными
гвоздями, сердце пробито деревянным колом, подошвы ног рассечены, а в
рот вонзен нож - последняя мера, гарантирующая, что вампир не сможет
больше пить ничью кровь.
Описания вампиров у разных народов поразительно схожи. Разница есть, но она незначительна. В одних легендах вампир изображается как чудовищное,
наводящее ужас существо, в других - как обычный человек, который
почему-то не умер в надлежащий срок, а затаился в своем укромном
убежище, чтобы под покровом ночи выходить на охоту за очередной порцией
живой крови. Но все-таки кто же он, вампир, - чудовище или обычный
человек? Ответ, как водится, лежит где-то посередине.
Предположим, в некой деревне неожиданно умирали один за другим несколько сельчан, причем, на первый взгляд, без причины. Местный знахарь ничего вразумительного сказать не может. Люди запираются а своих хижинах и со страхом ждут, какую ещё каверзу учинит сатана. Внезапно одна из женщин, проснувшись поутру, обнаруживает у себя странную бледность. Затем одна из женщин видит вспухающие кровавые следы укусов на своем теле. Несколько дней спустя опять похороны, и тут народ замечает, что гроб в одном из склепов вроде бы слегка сместился, а это как раз гроб мужчины, умершего на прошлой неделе. Крышку гроба снимают, и что же? Все видят, что на лице покойника гримаса предсмертной муки, оскал рта обнажил непомерно большие зубы, а на губах следы крови. Кто-то указывает на волосы и ногти мертвеца - они явно выросли, и на ногтях тоже следы крови! И уж совсем странно, что кожа трупа - вместо гробовой бледности - выглядит красноватой. Тело отнюдь не закостенело - оно податливо, даже слишком. Ну все ясно! Скорее за священником! Нужны святая вода и кол в сердце. И тут умерший (или не умерший?), в которого вонзили деревянный кол, вдруг оживает, изгибается и извивается, пока, пригвожденный колом, не затихает навеки. Так примерно и появляется живучая легенда. А что если посмотреть на это происшествие с точки зрения медицины? В средневековой Европе люди довольно часто умирали неожиданно и в массовом порядке. То чума, то холера, то другие эпидемии. В те времена, когда никаких холодильных устройств ещё не изобрели, умерших старались хоронить как можно быстрее, особенно, если было тепло. Каталептическое состояние, кома, транс или паралич означали тогда одно: быть погребенным заживо. При каталепсии к тому же возникает такое двигательное расстройство, что человек застывает в принятой или приданной ему позе, а тело обретает "восковую гибкость". И хотя человек сознает все, что происходит вокруг, он не может ни шевелиться, ни говорить. Дыхание и сердцебиение замедляются настолько, что окружающие их вообще не замечают. И такое состояние может длиться несколько дней. Полуграмотный деревенский лекарь в таких ситуациях звал священника, а если это случалось в период эпидемий, приглашали гробокопателя. А затем "покойник" неожиданно просыпался в гробу, но гроб уже забит гвоздями. Понятное дело, человек впадает в панику, мечется, отчаянно скребет ногтями крышку гроба, но все тщетно. Обреченный умирает мучительной смертью - от удушья, жажды, обезвоживания организма. И не исключено, что в последние минуты страданий он кусает свои губы или язык. Газета "Комок" 3 апреля 1996г., Лемчей Немшувил