Божества планет
Ассоциации между божествами и семи классическими планетами вот уже более двух тысяч лет остаются неизменными. Сами названия планет происходят от имен древнеримских богов: Сол (Солнце), Меркурий, Венера, Луна (Луна), Марс, Юпитер и Сатурн. Большинство этих планетных божеств связаны друг с другом родственными отношениями. В это обширное семейство входят и боже-ства, впоследствии давшие имена планетам, расположен-ным за орбитой Сатурна, — Урану, Нептуну и Плутону. Ро-дословная их выглядит так:
Уран — отец Сатурна и Венеры.
Сатурн — отец Юпитера, Нептуна и Плутона.
Юпитер — отец Меркурия и Марса.
Интересно и значимо то, что два светила — Солнце и Луна (Сол и Луна) — были братом и сестрой и относились к другой ветви потомков Урана. В греческой мифологии им соответствуют титаны Гиперион и Тейя. Разграничение между пятью «настоящими» планетами и двумя светилами снова и снова подчеркивается в системе их соответствий.
В период экспансии Римской империи римляне ото-ждествили многих своих богов с божествами, почитавши-мися в более древней греческой культуре. В результате мно-гие качества древнегреческих божеств и связанные с ними мифы были перенесены на божеств римских, и ввиду этого более корректно утверждать, что планетные боги по своему происхождению — не строго римские, а греко-римские.
Но сама идея соотнесения божеств с семью классиче-скими планетами зародилась не у римлян и даже не у гре-ков. Углубившись в историю соответствий между плане-тами и богами, мы обнаружим аналогичную модель в еще более древней культуре — вавилонской. И, судя по всему, именно у вавилонян этот принцип заимствовали древние греки. Осмыслив качества вавилонских богов, связывав-шихся с семью планетами, греки приравняли их к боже-ствам своего собственного пантеона, обладавшим схожими свойствами и атрибутами. И если мы внимательно рассмо-трим свойства планетных божеств в трех последователь-ных культурах — вавилонской, греческой и римской, — то получим следующую таблицу:
В общем виде работа с планетными божествами дает две возможности: можно черпать от божеств энергию для магических операций, а можно стремиться к тем возвы-шенным силам и способностям, которые воплощены в том или ином божестве. Оба эти подхода наглядно представле-ны в древнегреческих трактатах по магии. Первый из них, в соответствии с которым маг обращается к божеству за помощью в магических операциях, находит выражение в «Греческих магических папирусах». Признаки его можно различить и в других сочинениях, таких, например, как «Гомеровы гимны»: жрец приносит жертвы восхваляемому божеству в надежде на ответный дар — нисхождение боже-ственной энергии.
Второй подход выражен в теургических трактатах фи-лософа-неоплатоника Ямвлиха (ок. 245 — 325 н.э.). Ямвлих учил о восхождении души к совершенству через слияние с совершенными силами божеств: путем отождествления с различными божествами теург развивал и облагора-живал различные грани собственного «я». О гимнах, ос-нованных на этом подходе Ямвлих писал, что «подобное заклинание отнюдь не низводит бесстрастных и чистых к страстному и нечистому; напротив, оно делает нас <...>, чистыми и невозмутимыми».
Бог Солнца
В древнем Риме высоко чтили бога по имени Сол,что значит попросту «Солнце». Его называли Sol Invictus («Солнце Непобедимое»), и этот же эпитет иногда присва-ивался персидскому богу воинов Митре. Сол, как и Митра, иногда отождествлялся с греческими солнечными богами Аполлоном и Гелиосом, а также с египетским богом Солн-ца Ра и шумерским богом Солнца Шамашем. Сол считался братом богинь Луны и Авроры.
Солнечный бог — всевидящий, а потому и всеведущий владыка света и вечного светозарного пламени. Благодаря своей могучей порождающей силе он занимает верховное место во многих пантеонах: остальные божества вращают-ся вокруг него, как планеты вокруг Солнца. Он изгоняет всё зло, озаряя своим сиянием самые темные и отдаленные пределы. Поэтому афиняне в древности называли Апол-лона «Алексикак» («Отвращающий зло»). Лучи солнечного света нередко уподоблялись золотым стрелам, и с этим связан еще один эпитет Аполлона — «Аркитененс» («Лучник»); этот бог изображался с луком и стрелами, а еще одной ил-люстрацией того же принципа служат стрелы свирепой египетской богини Сехмет. Сияние солнечного бога — сим-вол красоты, чистоты и честной добродетели мудрого пра-вителя дня, непобедимого и вечного.
Римский бог Сол изображался сидящим или стоящим на золотой колеснице, запряженной двумя львами или четырьмя золотыми конями, иногда крылатыми. На голо-ве у него — корона лучей, или же само лицо его сияет, как солнце. В правой руке бог держит скипетр — символ вла-сти. Кроме того, иногда его изображали с бичом в руке или с золотым луком и стрелами.
Гимн Солнцу
Внемли, блаженный, всезрящий, имущий всевечное око> Светоч небесный, о Гиперион, о титан златояркий, Неутомимый, себя породивший, отрада живущим!
Ты на востоке — родитель Зари, а на западе — Ночи,
Ор ты единственный сводишь, кружа на своей колеснице. Ты, о летящий со свистом, сияющий огненным ликом,
О колесничий, гонящий коней по извечному кругу, Благочестивых ко благам ведешь, нечестивым же — враг ты.
0 златолирник, твой бег водворяет гармонию в мире,
Дел указатель благих, о юноша, Ор воспитатель, Миродержатель, свирельник, бегущий огонь, кругоходец,
О плодоносный, дарующий жизнь, о Яэан пестровидныйу Года отец, незапятнанный, Зевс бессмертный и пылкий, Ясныйу сияющий всем! Ты —лшр обходящее око!
И на закате сияешь ты дивно своими лучами!
О справедливый, о влаголюбивый, владыка вселенной! Верности страж, вовеки всевышний, для всех ты подмога. Око самой справедливости, жизни ты свет, о возничий! Ты, подгоняя свистящим бичом колесницы четверку, Внемли мольбе, просияй для мистов приятною жизнью!
Бог Меркурия
Меркурий древнеримский Бог речи магии и торговли; предполагают, что имя его произошло от корня тегх, что значит «товар». Меркурий был сыном Юпитера и тита-ниды Майи. Когда ему исполнилось лишь несколько дней от роду, он смастерил первую в мире лиру, а вскоре показал себя и как искусного вора. С ним ассоциируются такие ка-чества, как озорство и вороватость. Меркурия отождест-вляли с греческим богом Гермесом, а также с египетским Тотом, фракийским Залмоксисом и шумерским богом-вестником Набу.
Как бог разума Меркурий — великий изобретатель, носитель вдохновения и врачеватель. Согласно одному из мифов, он изобрел письменность, наблюдая за очертани-ями стай летящих журавлей; с этим связано его прозвание «Герменевт» («Толкователь»). Кроме того, он покровитель-ствовал дипломатии и общению в целом. Меркурий — бог путешествий и психопомп, странник между мирами, а следователыю, бог пограничных пространств, привратник и посредник. В еще одной своей функции он — покрови-тель астрономии и астрологии, а также изобретатель кален-даря. И наконец, Меркурий считался богом собак, которые рассматривались как его священные животные.
Обычно Меркурия изображали в виде прекрасного юноши в крылатых сандалиях и крылатом шлеме (атрибу-тах, подчеркивающих его роль вестника богов), с кадуцеем и/или кошелем в руках, а также иногда в золотом крылатом плаще. Иногда он изображался и в обличье зрелого мужа с бородой.
Гимн Меркурию1
Слушай меня, о Гермес, сын Майи, о вестник Зевеса!
Сердце имущий всесильное, ты, состязаний блюститель, Смертных владыка, со множеством замыслов, Аргоубийца! О мужелюбец, в крылатых сандалиях, слов прорицатель,
В радость тебе и борьба, и обман, и коварство, о хитрый,
0 толкователь всего, беззаботный, о выгод даритель,
Ты, безупречный, и мира защиту в руках своих держишь, О Корикиец, пособник, пестры твои хитрые речи,
В деле помощник, о друг для людей в безвыходных бедах,
Ты — языка величайшая сила, столь чтимая в людях, Внемли и жизни моей благое пошли окончанье —
Быть на ногах, в наслажденьях ума и в памяти твердой.
Богиня Венеры
Венера - римская богиня любви и садов, отождест-вленная с греческой богиней любви Афродитой. Ее имя мо-жет означать «любовь», «красота» или «вожделение». Она отождествлялась также с шумерской Иштар, египетской богиней-коровой Хатхор и ассирийской Астартой. О ее рождении повествуют два различных мифа: согласно одно-му из них, Венера родилась из капель крови оскопленного Урана, упавших в Океан, а согласно другому — от союза Юпитера и богини Дионы. У Венеры было много эпитетов: Амика («Подруга»), Аурея («Золотая»), Келестис («Небес-ная»), Феликс («Счастливая»), Генетрикс («Мать») и другие. В ипостаси Венеры Виктрикс («Победоносной») она изобра-жалась в шлеме и/или со щитом в руке.
Венера — покровительница всего, что связано с любо-вью: красоты, желания, удовольствия, а также любовных песен и стихов. Кроме того, она — богиня деторождения как естественного следствия физической любви. Как об-ладательница магического пояса, внушавшего непреодолимое желание, Венера олицетворяет космическую силу влечения — дополнение и противовес силы отвращения (или раздора). Только три богини во всем пантеоне не были подвластны ее могуществу: Диана, Минерва и Веста (или их греческие эквиваленты — Артемида, Афина и Гестия).
Венеру изображали в виде прекрасной обнаженной женщины, иногда — с пламенеющим сердцем в руке. На не-которых изображениях ей сопутствуют птицы или крыла-тый божок Эрот, вооруженный луком и стрелами. Птицы вообще ассоциировались с ней очень тесно; иногда Венеру изображали летящей верхом на гусе или лебеде или же мча-щейся по воздуху на колеснице, запряженной голубями. По морю она путешествовала в огромной раковине, кото-рую влекли по волнам тритоны.
Гимн Венере
0 Афродита Урания, многовоспетая в гимнах, Морерожденная, с вечной улыбкой, о матерь богиня! Празднества любы ночные тебе, полуночнице славной, Матерь Анаши, плетущая хитрости, всесопрягатель,
Три мироздания части ты в тесном сплотила союзе,
Ты, на земле породившая все и в небе высоком,
Также и в глубях морских, — о почтенная, с Вакхом ты рядом, Свадьбы любя, посылаешь ты браки, о матерь Эротов,
С радостью к ложу склоняешь, о тайная, даришь услады,
Хоть не видна ты, неявна. Прекрасная, славного рода, Свадебных пиршеств богиня, о волчья, богов повелитель, Жизнедарящая, о мужелюбица, род продлеваешь,
О вожделенная, узами смертных незримо связуешь,
Равно и племя зверей, любви вызывая влеченье, Кипророжденная, божьего рода, бываешь повсюду, —
Ты на Олимпе, богиня царица, сияешь красою,
Или в уделе сирийском своем, ароматами полном,
Иль золотая твоя колесница в равнинах Египта Путь к омовению держит, дарящему многие жизни,
Или над гладью морской ты летишь в лебединой повозке,
С радостью видя чудовищ морских хороводные пляски, ИлиуДия в земле синеглазце нимфы фиады Тешат, богиня, тебя на отмелях пляскою легкой,
Иль пребываешь, царица, на Кипре — твоя колыбель он,
Там незамужние девы-невесты тебя ежегодно
Гимном святым прославляют с бессмертным Адонисом чистым.
Где б ни была ты — гряди, о богиня, твой вид столь отраден! С чистой душой призываю тебя и святыми словами!
Богиня Луны
Римская богиня Луны носила имя «Луна». Она была сестрой Гелиоса и Авроры («Зари»), дочерью титанов Тейи («Зоркой») и Гипериона («Идущего вверху»). Иногда ее ото-ждествляли с другими богинями из греческого и римского пантеонов — Дианой, Артемидой, Селеной и Гекатой, — а также с фракийской богиней Бендидой. Луне поклоня-лись с древних времен, но она довольно рано слилась с дру-гими лунными богинями, а потому о ней известно не так уж много.
Луна — богиня рождения и роста растений и живот-ных. Ее чтили как светоч, разгоняющий ночную тьму, и как зеркало приливов и отливов, отражающихся в смене ее фаз. Она считалась защитницей тех, кто путешествует ночью, будь то по морю или посуху. Кроме того, ей поклонялись как богине, распределяющей судьбы, и великой кормилице, по доброте своей питающей все человечество.
Луна изображалась как прекрасная обнаженная или полуобнаженная женщина, стоящая на полумесяце и держащая факел в левой руке. На некоторых изображениях она крылата; чело ее украшает полумесяц, а голову окружа-ет венец из звезд. Иногда она едет верхом на олене или быке, а иногда — в серебряной колеснице, влекомой двумя или четырьмя крылатыми конями или же упряжкой волов.
Гимн Луне1
Внемли, богиня, царица Селена, дарящая светом!
С рожками бычьими Месяц, бродящий в ночи небожитель!
В факелах шествий ночных, о Луна, благозвездная дева,
То ты полнеешь, то таешь, и женщина ты, и мужчина,
О конелюбица, о плодоносная, матерь ты году,
Грустное ночи светило, блестящая, вся из электра,
Ты, о бессонная, ты, о всезрящая, в звездном уборе,
В радость тебе — тишина и счастье благого удела, Прелестью блещешь, носящая рожки, ночи украшенье,
В пеплосе тонком ты кружишь, всемудрая звездная дева, Ныне, блаженная, добрая, в свете своем благозвездном,
В полном сиянье явись, храня неофитов, о дева!
Бог Марса
Марс - римский Бог, сын Юпитера и Юноны, Первоначально он был земледельческим божеством, но впоследствии ему стали поклоняться как богу войны. Имя его, вероятно, происходит от имени этрусского бога земледелия — Мариса. Священным животным Марса считался волк, и эта ассоциация ярко проявлена в легенде о сыновьях Марса — Ромуле и Реме, которых вскормила волчица. В честь Марса получил свое название месяц март. У этого бога было множество эпитетов, характеризующих различные стороны его природы: Август («Царственный»), Консерватор («Хранитель»), Милитар («Военный»), Паки-фер («Миротворец»), Патер («Отец»), Ультор («Мститель») и Виктор («Победитель»).
Марс — бог всех качеств, связанных с войной и кон-фликтами, таких как гнев, отвага, сила, кровожадность, на-силие, трусость, страх и ужас. Его почитали и как защитни-ка, и как разрушителя городов.
Изображают Марса в облике могучего воина, увен-чанного шлемом, обнаженного или облаченного в римские доспехи поверх короткой кожаной туники. В правой руке он держит меч, а в левой — щит. Иногда он скачет верхом на льве, стоит рядом со львом или едет на колеснице, запря-женной львами или огнедышащими конями.
Гимн Марсу1
О некрушимый, о духом огромный, о силой великий Демон, оружья любитель, кого победить невозможно, Смертных людей истребитель и стен городских
сокрушитель,
В громе доспехов, владыка Арей, обагренный убийством,
В месиве боя ужасный, ликуешь от пролитой крови,
Грубый, лишь меч и копье для распрей тебе вожделенны, Дикую злобу уйми и труд отложи душегубный!
Лучше согласно кивни на желанье Киприды, сменяя Подвиг оружья на шутки Лиея, на дело Деметры,
Мира, что счастьем дарит и пестует юность, возжаждав!
Бог Юпитера
Юпитер - бог, повелевавший громом и молнией. Это первое 60־ жество капитолийской триады (в которую входили также Юнона и Минерва). Имя его означает «бог отец». С Юпи-тером отождествлялись верховные божества других пан-теонов: греческий Зевс, египетский Амон, сирийский До-лихен. Священными животными Юпитера считались бык и орел.
Юпитер — бог погоды, судьбы, закона и порядка. Из всех планетных богов он — самый искусный в смене обличий: мифы повествуют о том, как Юпитер принимал образы различных животных, чтобы соблазнять смерт-ных женщин и нимф, от которых у него нередко рождались дети-полубоги. Как и положено богу отцу, по количеству детей он превзошел всех прочих божеств пантеона. Юпи-тер ассоциировался со здоровьем, бодростью и радостью жизни; от Jovis, родительного падежа его латинского имени, происходит слово «жовиальный». Греческий эквивалент Юпитера, Зевс, покровительствовал играм; Олимпийские игры проводили в его честь.
Юпитера изображали как царственного бородатого мужчину в полном расцвете сил, нередко с перуном, ски-петром или копьем в руке, а иногда — с патерой (блюдом для жертвоприношений). На некоторых изображениях Юпитер восседает на орле, грифоне или крылатом олене. Из растений ему был посвящен дуб, поэтому иногда Юпи-гера изображали в венке из дубовых листьев.
Гимн Юпитеру1
О многочтимый Зевес, о Зевес, негубимый вовеки,
Ты нам — свидетель, ты — наш избавитель, ты —
наши молитвы!
С помощью, царь наш, твоей головы на свет появились Матерь богиня земля и гор вознесенные кручи.
Море и прочее все, что под небом широким воздвиглось.
О скиптродержец Кронид, извергатель, могучий душою, Всепородитель, начало всего и всему завершенье!
Недр сотрясатель, ты все насаждаешь, растишь, очищаешь, Зевс всетворящий, хозяин перуна, и грома, и молний,
Мне, многовидный, внемли, подай беспорочное здравье,
Мир, что для нас — божество, и славу богатства честного!
Бог Сатурна
Сатурн древнеримский Бог, который правил миром, в «золотой век» человечества, когда все живое пребывало в гармонии. Его почитали как покровителя земледелия: само его имя переводится как «Сеятель». Сатурн был сы-ном Урана (которого сверг с престола) и отцом Юпитера (который впоследствии сверг самого Сатурна). Его ото-ждествляли с греческим Кроносом и переносили на него соответствующие мифы.
Сатурн — мудрый бог времени. Он способен и возвы-тать человеческие помыслы, и угнетать дух, а потому его ассоциируют как с сохранением, так и с разрушением, как со вдохновением, так и с меланхолией. В древности он носил эпитет «Кайл» или «Койл», что значит «Небесный». После низвержения с престола он стал царствовать на Островах Блаженных — в райской загробной обители героев. Гово-рили, будто в «золотом веке» мед сам собою стекал с дере-вьев, и потому мед считался священным яством Сатурна.
Сатурна изображают в виде крепкого бородатого стар-ца с короной на голове и косой или серпом в руке. Иногда он едет верхом на крылатом венценосном драконе, а иногда держит в другой руке песочные часы.
Гимн Сатурну
Пышущий пламенем отне мужей и богов всеблаженных,
В мыслях изменчивый, ты, о Титан незапятнанный, мощный! Все истребляя, ты снова растишь, умножая, и держишь Несокрушимые цепи всего бесконечного мира. Крон-всеродитель всевечный, вещатель коварных глаголов, Отпрыск богини Земли и звездами полного Неба,
Младших родитель богов, о Реи супруг, Промыслитель, Родоначальник, живущий в любом уголке мирозданья, Хитролукавый умом! Услышь умоляющий голос,
Жизни счастливой пошли, о благой, благую кончину!
Рэнкин Дэвид, д'Эсте Сорита. Практическая магия планет: магия четырех стихий в западной мистериальной традиции. / Дэвид Рэнкин, Сорита д’Эсте; пер. с англ. А. Блейз. — М.: ЭНИГМА, 2017. — 272 с.